Почему мы пропускаем тренажерный зал, не можем сконцентрироваться на задаче и контролировать свои эмоции? (на примере спортсменов)

  • 13.12.2018

Что говорит ВОЗ о физической активности?

Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) человеку необходимо совершать по меньшей мере 150 минут аэробной физической активности умеренной интенсивности в неделю. Взрослым (совершеннолетним) рекомендуется уделять физической активности 300 минут в неделю.  Регулярная физическая активность полезна для здоровья, субъективного ощущения благополучия (Biddle & Mutrie, 2007), связана с лучшим психическим здоровьем и снижением уровня тревожности (Bhui & Fletcher, 2000; Goodwin, 2003). Большинство медицинских реабилитационных программ включают в себя некоторые виды физической активности (e.g., Dunn, Trivedi, & O’Neal, 2001).  Напротив, малоподвижный образ жизни связан с такими негативными последствиями как: избыточный вес, ожирение, сахарный диабет второго типа и сердечно-сосудистые заболевания (Hamilton, Healy, Данстан, Zderic, и Оуэн, 2008). Однако, предыдущие исследования показали, что 31% мирового населения совершеннолетних физически неактивны (т.е. физической активности меньше 150 минут в неделю) и что 80% подростков в возрасте 13-15 лет занимаются физическими упражнениями меньше 60 минут в день (Hallal et al., 2012).

Проблема

Хотя многие люди знают о положительном эффекте регулярных физических нагрузок и имеют намерение заниматься спортом на регулярной основе, некоторые исследования показывают, что существует разрыв между намерениями и реальным поведением. (Rhodes, Plotnikoff, & Courneya, 2008). Большинство традиционных теоретических подходов (Теория запланированного поведения; Айзен 1991) не могут полностью объяснить этот разрыв, потому что они в первую очередь фокусируются на том, как формируется намерение (Sniehotta, Presseau, & Araújo-Soares, 2014; see also; Rebar, Loftus, & Hagger, 2015). Кроме того, поддерживать активный образ жизни на протяжении длительного времени трудно тогда, когда ежедневно сталкиваешься с стрессовыми ситуациями.

В спорте высших достижений крайне важно контролировать импульсивные действия или поведенческие стереотипы: например, спортсмены должны регулировать свой уровень тревожности в крайне напряженных условиях (спортивного соревнования) для того, чтобы быть более спокойным и сфокусироваться на поставленной задаче (например, в баскетболе выполнить штрафной бросок), заставить себя упорно работать над силовыми упражнениями или придерживаться намеченного плана на протяжении длительного периода времени.  Что касается примеров, приведенных выше, преобладающая, автоматическая тенденция реагирования в условиях высокого давления приводит к сильному возбуждению и тревожности и спортсмен опускает руки перед трудными задачами или выбирает отдых, вместо того, чтобы следовать плотному графику тренировок.

Модель силы самоконтроля (The Strength Model of Self-Control)

Одна из теорий, которая объясняет перечисленные выше трудности предлагает Модель Силы Самоконтроля (Baumeister et al., 1994, 1998). Баумейстер и его коллеги определяют самоконтроль (саморегуляцию) как способность сдерживать или изменять доминирующие тенденции реагирования и устоять перед сиюминутными удовольствиями в пользу более желанных долгосрочных выгод (для достижения конкретной цели) (Баумейстер, 1998). Соответственно, любой акт саморегуляции (например, регулирование эмоций, регуляция внимания) требует энергии, которую человек черпает из своих внутренних ресурсов (Шмейхель и Баумейстер, 2010). Эти ресурсы не безграничны, имеют разное значение у разных людей и могут опустошаться (что в психологии называется “истощение эго”).  Истощение эго негативно влияет на последующие действия, которые требуют самоконтроля.

Отличие модели силы самоконтроля от модели когнитивной нагрузки

Тот факт, что есть переходящий эффект предыдущего акта, требующего самоконтроля, (саморегуляции) на последующие отличает модель самоконтроля от модели когнитивной нагрузки. Согласно теории когнитивной нагрузки, выполнение двух задач одновременно оказывает отрицательное воздействие на производительность, в то время как модель самоконтроля предполагает, что снижение производительности, возникают во второй задаче после выполнения основной.

Для проверки модели силы самоконтроля ученые провели эксперимент:  участников поделили на две группы и показали грустный видеоклип. Участникам одной группы дали задание подавлять любые свои эмоциональные реакции (то есть регулировать эмоции). В контрольной группе участники просто смотрели клип без каких-либо дополнительных указаний. Затем участникам эксперимента дали второе задание: сжимать эспандер. Это упражнение становится утомительным и болезненным через какое-то время, и нужно иметь самообладание, чтобы продолжать его выполнение. Результаты показали, что производительность была значительно ниже в условиях истощения эго. Важно понимать, что этот эффект не связан с какой-то конкретной предметной областью и предыдущая задача может требовать иной формы самоконтроля. Например, предыдущая познавательная задача будет влиять на последующую физическую.

Влияние стресса

Влияние стресса на уровень физической активности изучал Нгуен-Микаэль, Гитис и Брэй. Их исследования показали, что в условиях стресса волевой ресурс опустошается быстрее. Ресурс самоконтроля — промежуточное звено между стрессом и тренировочной дисциплиной. Мартин Гитис и Брэй предполагают, что способность придерживаться графика упражнения в течение длительного периода времени является актом самоконтроля (см. также Bandura, 2005). Результаты одного из исследований показали, что люди были менее склонны выполнять физические упражнения в те дни, которые они воспринимали как стрессовые. В соответствии с этим, более поздние модели физической активности включают также после намеренного акта саморегуляции защиту намерений от отвлекающих или заманчивых альтернатив (например, расслабиться вместо того, чтобы работать вместо долгого дня на работе, Gollwitzer, 1999; Schwarzer, 1992; Schwarzer & Luszczynska, 2008).

Тревожность и самоконтроль

В условиях высокого давления (например, спортивные соревнования), спортсмены не всегда способны показывать лучший результат и показывать все, на что способны. Некоторые исследования показывают, что плохие результаты спортсменов связаны с высоким уровнем тревожности и невозможностью сосредоточить все  внимание на текущей задаче (Behan and Wilson, 2008; Wilson et al., 2009), но есть также исследования, в которых никакого отрицательного воздействия тревоги на результаты спортсменов не обнаружили (Craft et al., 2003; Woodman and Hardy, 2003). Объяснение этим противоречивым результатам и предлагает теория силы самоконтроля, так как доступность ресурса саморегуляции в данный момент может определить, при каких условиях у спортсмена больше шансов достигнуть цели. Согласно Баумейстеру и Шмейхелю произвольный акт регуляции внимания, является актом саморегуляции, который может пострадать от истощения эго.

Таким образом Модель силы самоконтроля предлагает возможные ответы на поставленные в названии вопросы и объясняет, почему спортсмены иногда неудачно исполняют хорошо отработанные элементы под давлением (Энглерта и Bertrams, 2012), могут быть менее стойкими в трудных физические упражнения (например, Bray и др., 2008), испытывают трудности при подавлении импульсивных действий (Макьюэн и др., 2013) или не всегда придерживаться тренировочной дисциплины (Мартин Джини и Bray, 2010).

Однако ответы на некоторые вопросы учёным ещё предстоит найти. Сколько времени нужно на возобновление волевого ресурса? Можно ли увеличить его “объем” и как?

Статья написана по материалам:
Chris Englert, Jan Rummel, I want to keep on exercising, but I don’t: the negative impact of momentary lack of self-control on exercise adherence. Psychology of Sport and Exercise, 2016 (26), p. 24-31.
Chris Englert, The Strength Model of Self-Control in Sport and Exercise Psychology. Frontiers in Psychology, 2016 (7), p.314.
Автор перевода: Колесников Евгений Иванович
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *