Одним из ключевых навыков Психотерапевта, без которого практически невозможны позитивные изменения в процессе терапии, является эмпатия. Что же это такое? Обычно эмпатия понимается как осознанное сопереживание эмоциональному состоянию Клиента без потери осознания внешнего происхождения этого сопереживания.
В практике психологического консультирования под эмпатией понимается состояние эмоционального резонанса Клиента и Консультанта индикатором которого является корреляция функциональных состояний их организмов.
Поэтому, чем выше уровень эмпатийной подготовки Консультанта, тем более выражен эмоциональный резонанс состояний Клиента и Консультанта, что, в свою очередь, влияет на качество психотерапевтического эффекта консультации.
Дело в том, что вегетативное состояние организма Консультанта, характеризуемое как состояние Активного покоя (состояние Присутствия), т.е. его стабильное функциональное состояние, предполагает одновременную способность к:
-восприятию раздражений, поступающих от собственных эндо- и проприо-рецептивных полей (чувствительность к вегетативным процессам собственного организма или, упрощенно говоря, способность к кинестетическому восприятию);
-устранению из восприятия реакций Клиента помех кинематики и органических процессов собственного тела, сознательных представлений или ассоциаций, а также помех от восприятия внешних посторонних стимулов. Эта способность обеспечивается развитым контролем собственного состояния за счет саморегуляции через представление об эмоциональной включенности в диалог (ситуация включенности, или неразделенного внимания к трехуровневому потоку информации, который в диалоге транслирует Клиент);
-фиксации и интерпретации функциональных реакций с собственного тела, как реакций, принадлежащих в консультативном диалоге Клиенту, для организации последующей обратной связи с целью маркировки эмоциональных противоречий, возникающих по ходу консультации в субъективной реальности Клиента.
В совокупности эти способности обеспечивают так называемое Активное (или эмпатийное) слушание.
Однако если сделать акцент на их направленном формировании, то они определяют способность к эмпатийному консультированию с последующим психотерапевтическим эффектом.
В той или иной степени навык активного слушания есть у каждого человека. Этот навык можно целенаправленно развивать, что происходит, например, в работе, связанной с продажами или управлением людьми. В психологическом консультировании активное слушание является ключевым навыком, определяющим универсальность данного процесса. В процессе консультирования именно активное слушание позволяет избегать психологической фабулы, делая возможным непосредственный переход к консультированию, без подробного объяснения клиенту, как именно будет происходить терапия. При эмпатийном консультировании терапевт сразу начинает работать с субъективной реальностью Клиента, которая выражена его эмоциональной репрезентацией.
Гипотеза о связи уровня эмпатийной подготовки и эффективности терапии была проверена в Воронежском Институте Психологии, результаты исследования были представлены на XV Европейском Психологическом Конгрессе, проходившем с 11 по 14 июля в Амстердаме.
Для проверки гипотезы было проведено исследование продолжительностью 3,5 года, в котором приняли участие 5 консультантов с разным уровнем эмпатии и 218 клиентов (124 мужчины и 94 женщины). Клиенты были разделены на 5 групп: 3 группы по 44 человека и 2 группы по 43 человека. Консультация с каждым клиентом проходила 1 раз в 6 месяцев. Перед каждой консультацией клиент заполнял 4 опросника и один — через 6 месяцев после консультации для анализа результатов.
Для регистрации физиологических параметров использовалось специальное оборудование Q-wiz от Pocketneurobics с программным обеспечением «Bio Explorer», фиксирующее физиологические изменения организма.
По ходу эксперимента была поставлена задача регистрации в реальном времени в процессе консультации функциональных параметров состояния покоя (дыхание, ЭКГ, миограмма), их стабильности, а, следовательно, достоверности и на фоне этого состояния импульсов эмоциональных реакций. Здесь, функциональное состояние является фоном, а функциональные реакции – фиксируемыми и контролируемыми на этом фоне параметрами.
Все регистрируемые по ходу консультации физиологические параметры состояния человека делятся на индивидуальные и эмпатийные.
Эмпатийные – это такие, которые фиксируются между Консультантом и Клиентом, т.е. принадлежащие им обоим, корреляция которых свидетельствует о выраженности эмпатии. Эти параметры должны отвечать двум ключевым требованиям: а) выраженность на фоне общего функционального состояния организма Клиента или Консультанта; б) синхронность на определенном временном интервале с допустимым временным отклонением.
Индивидуальные параметры являются частью системы саморегуляции и скорее отражают позицию человека в процессе эмпатийного обмена эмоциональными состояниями. Так позиция Клиента характеризуется большей динамичностью, а позиция Консультанта -меньшей. Показатель динамичности-стабильности эмоциональных реакций на всех трех уровнях определяют, например, поведенческую, мимическую, речевую экспрессию, экспрессию дыхания, других вегетативных, проявляющихся во вне процессов, таких как, покраснение кожи.
Для определения результатов Консультации использовались опросники, направленные на определение следующих параметров: удовлетворенность жизнью, эмоциональное состояние Клиента и самоотчет Клиента о результатах консультации, основанный на объективных изменениях в жизни и восприятии значимости этих изменений для Клиента.
По каждому из Консультантов на каждую консультацию была создана таблица, наглядно демонстрирующая динамику по каждому Клиенту после каждой консультации.
Затем были сопоставлены результаты по всем методикам и уровень эмпатии Консультантов.
Результаты показали сильную прямую и обратную корреляцию между уровнем эмпатии Консультанта и результатами психотерапии, что свидетельствует о том, что эмпатия, способность к активному слушанию и сопереживанию – важнейшие навыки, над которым необходимо работать любому практикующему психологу.
Авторы статьи: Симонов Вячеслав Михайлович, Колесников Евгений Иванович
Редакция, перевод: Елисеева Маргарита Игоревна
Ключевые слова: эмпатия, эмпатийное консультирование, психологическая консультация, психолог, психология
Источник фото: bestterapiya.ru