Шесть мифов о воспитании профессионального спортсмена
Гулд и Карсон (2004) определили ряд мифов, связанных с профессиональным подходом к развитию спортивных талантов у детей. Те, кто заинтересован в работе с талантливыми молодыми спортсменами, должны помнить об этих мифах.
Миф 1: Атлетический талант может быть точно определен в юном возрасте. Из-за различий в показателях созревания, мотивации и обучения детей очень трудно точно предсказать до наступления половой зрелости, какие дети станут самыми талантливыми взрослыми спортсменами. Детей следует поощрять к участию в нескольких видах спорта и тренировке широкого спектра базовых моторных навыков.
Миф 2: Больше всегда лучше! Хотя исследования показывают, что для того, чтобы стать опытным спортсменом, требуются тысячи часов практики и игры, количество практики должно быть целесообразно с точки зрения предотвращения травм и выгорания. Нагрузки нормальные для взрослых спортсменов не подходят детям.
Миф 3: Можно перепрыгнуть через какой-нибудь этап развития способностей спортсмена. Чтобы выдержать высокие дозы интенсивного обучения и соревнований на высоких уровнях, спортсмены должны сначала заложить фундамент и полюбить вид спорта. Они должны продвигаться по этапам развития атлетических талантов.
Миф 4: Ранняя специализация на одном виде спорта имеет важное значение. Хотя большинство спортсменов высочайшего уровня начинают играть в основном виде спорта в раннем возрасте, они обычно пробуют несколько видов и при этом сохраняют мотивацию и развивают фундаментальные физические навыки, которые лежат в основе спортивного развития элитного уровня.
Миф 5: Ребенок не может веселиться, если он собирается стать спортсменом высокого уровня. Хотя профессиональный спорт требует огромных усилий и внимания, наслаждение, веселье и любовь к виду спорта необходимы для поддержания мотивации и контроля тревожности. Поиск способов сделать спорт веселее важны на всех уровнях развития спортивного мастерства.
Миф 6: Талантливые дети нуждаются в особенной программе подготовки. На начальных уровнях все дети должны развивать фундаментальные навыки в приятной атмосфере. Только позже нужны специальные программы и коучинг.
Отличным примером того, как можно правильно развивать спортсменов показывает женский теннис (который был не так заметен до недавнего времени). В 1990-х годах женщины-теннисистки становились профессионалами в очень раннем возрасте, что приводило к стрессам, травмам, эксплуатации спортсменов и выгоранию. Чтобы обеспечить безопасность игроков, Women’s Tennis Association Tour провела консультации с экспертами и ограничила количество матчей для юных участников, которое увеличивалось по мере взросления.
В 2004 году Консультативная группа по профессиональному развитию WTA оценила успех введенного правила в обеспечении психологического и физического здоровья игроков за 10 лет его существования (Otis et al., 2006). Провели соцопрос, интервью с экспертами и проанализировали статистические данные о карьере игроков. Результаты подтвердили эффективность правила: более 75% из более чем 600 респондентов поддержали принципы этого правила, а 90% указали на его необходимость. Опрос также показал, что стресс был уменьшен, игроки имели более длинную карьеру (продолжительность карьеры увеличилась на 43%), а преждевременный выход на пенсию снизился (7% игроков покинули тур до 21 года до внедрения правила и менее 1% — после). Затем, используя спортивный подход к развитию спортивного мастерства, было показано, что оно противодействует негативным последствиям занятия спортом, защищает здоровье игроков и усиливает игру на профессиональном уровне.
Обязанности родителей спортсменов и кодекс поведения
Американская спортивная программа подготовки определяет для родителей обязанности и кодекс поведения для того, чтобы дети-спортсмены достигали лучших результатов и чувствовали поддержку родителей. Программа предполагает следующие обязанности:
- Поощряйте детей к занятию спортом, но не давите на них. Дайте ребенку возможность начать занятия и бросить, если он захочет.
- Поймите, что хочет получить ребенок от занятий спортом и создайте благоприятные возможности для достижения этих целей.
- Ограничивайте уровень нагрузки на ребенка. Определите когда ребенок физически и психологически готов к нагрузкам и убедитесь, что условия безопасны для здоровья.
- Убедитесь, что тренер достаточно квалифицированный для обучения детей.
- Не ждите быстрых побед, смотрите на перспективу и помогите своему ребенку действовать также.
- Помогайте ребенку поставить реалистичные цели по развитию навыков.
- Помогайте ребенку делать правильные выводы и видеть ценность в тех успеха и неудачах, с которыми он сталкивается в спортивной деятельности.
- Помогайте ребенку выполнять свои обязательства перед командой и тренером.
- По необходимости, поддерживайте дисциплинированность вашего ребенка.
- Дайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения на тренировках и соревнованиях. Не тренируйте с трибун.
- Предоставьте тренеру полную информацию о состоянии здоровья спортсмена, обеспечьте прием необходимых лекарств для занятий спортом.
Кодекс поведения:
- Оставайтесь в зоне для зрителей во время игры.
- Не давайте тренеру советы по поводу того как тренировать.
- Не делайте оскорбительные комментарии тренеру, судьям и другим должностным лицам или родителям.
- Не пытайтесь тренировать своего ребенка во время соревнований.
- Не выпивайте на соревнованиях и не приходите в состоянии алкогольного опьянения.
- Радуйтесь за команду своего ребенка.
- Покажите свою заинтересованность, свой энтузиазм и поддерживайте ребенка.
- Контролируйте свои эмоции.
- Помогайте когда вас просит тренер или организаторы.
- Поблагодарите тренеров и организаторов по завершению соревнований.
Блум и другие исследователи изучали спортсменов высочайшего уровня и выделили несколько этапов развития, через которые они проходили:
- Начальная фаза. Ребенок пробует различные виды спорта и развивает в себе любовь к спорту, которая помогает ему специализироваться в будущем. Основное внимание на этом этапе уделяется развлечениям и развитию, и ребенок получает поддержку от авторитетных взрослых, изучает этот вид спорта и добивается первых успехов. Родители на этом этапе предают особенное значение на упорной работе и правильности выполнения упражнений, но обычно не ставят главной целью занятия спортом победу.
- Фаза инвестирования. Признается наличие способностей и ребенок начинает специализироваться на одном виде спорта. Тренер способствует систематическому и долгосрочному развитию таланта в человеке. Основное внимание уделяется техническим навыкам, развитию тактического мышления и методике развития навыков. Родители оказывают материальную, техническую, временную, эмоциональную и финансовую поддержку.
- Фаза высшего спортивного мастерства. Спортсмен высокого класса практикует ежедневно многочасовые тренировки под руководством тренера. Цель заключается в том, чтобы превратить обучение и технические навыки в мастерство. Все вовлеченные стороны понимают, что эта деятельность является ключевой в жизни спортсмена. Родители менее вовлечены, но являются важным источником социальной поддержки.
- Этап совершенствования мастерства.
- Статья создана по материалам:
Foundations of Sport and Exercise Psychology Weinberg, Robert S.. Foundations of Sport and Exercise Psychology, 6E . Human Kinetics.
Ключевые слова: спортивное воспитание, психология детского спорта.
Автор перевода: спортивный психолог, Колесников Евгений Иванович
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович